Jump to content

Recommended Posts

Стоит начаться снегопаду, как число ДТП вырастает в десятки раз. По мнению участников аварий, причина – в плохой видимости и скользкой дороге. По мнению специалистов – в неумении управлять автомобилем в зимних условиях. Действительно, представление большинства водителей о зимних правилах сводится к банальному: надо быть осторожнее. Но, судя по статистике ДТП, для безопасности на дорогах этой заповеди явно недостаточно.

Руководитель и ведущий тренер Центра «Драйв Класс», мастер спорта по авторалли, победитель и призер Чемпионатов и Кубков СССР и России, призер Чемпионата Европы 2001 года Илона Накутис:

- Поверьте, можно получать удовольствие от управления по скользкой дороге, но для этого необходимо научиться управлять процессом движения автомобиля, причем не интуитивно, а четко понимая, как в данных условиях ведет себя ваша машина.

Зимой должен измениться стиль управления автомобилем: на льду такие привычные действия, как перестроение, обгон, повороты, имеют свою специфику. Как нужно ехать, чтобы не закрутило на трассе, как сохранить устойчивость автомобиля при маневрировании, как стабилизировать автомобиль при заносе задней и сносе передней оси, как разгоняться и тормозить на скользкой дороге – от правильных ответов на эти вопросы зависят жизнь и здоровье людей. Поэтому все эти приемы тщательно отрабатываются на курсе зимней контраварийной подготовки.

Но самое главное, чему учатся водители: прогнозировать критическую ситуацию и работать на ее предупреждение. Можно и нужно даже по косвенным признакам определять, за какими действиями (вашими или других участников дорожного движения) какая последует реакция, как дальше будут развиваться события. Неумение предвидеть критическую ситуацию уже является провокацией ДТП.

Программа обучения включает теоретические и практические занятия в тренажерном зале, а затем серьезную работу на площадке. Основная задача обучения на тренажерах – поставить технику работы рук на рулевом колесе. Скоростные режимы руления должны соответствовать каждой конкретной ситуации на дороге. Любое резкое или лишнее движение руками – это провокация автомобиля на дестабилизацию, поэтому необходимо нарабатывать плавность движений независимо от скорости.

Прежде чем выйти на площадку, нужно также разобрать технику прохождения поворотов при разных погодных условиях. Эти знания позволяют человеку четко осознавать собственные действия: на какой угол он повернул руль и насколько правильно вернул обратно, потому что каждый «переворот» или «недоворот» руля на выходе из поворота является серьезной ошибкой. В этом случае придется сбросить газ, чтобы «довести» руль, а это уже ведет к критической ситуации, так как водитель таким образом начинает раскачивать автомобиль. На гололеде такое поведение особенно опасно. Кстати, на трассах около 70 процентов дорожно-транспортных происшествий, связанных с управлением автомобилем на скользких дорогах, происходят из-за неправильного возврата руля.

На автодроме в безопасных условиях под контролем инструкторов моделируются критические ситуации и отрабатываются приемы, позволяющие сохранить устойчивость и управляемость автомобиля при маневрировании, скоростное и силовое руление, различные способы разгона и экстренного торможения на льду, стабилизационные действия при потере сцепления с дорогой, в т.ч. при заносе на мокром асфальте, движение по колее, контраварийные действия при исправлении ошибок (например, если превышена скорость на повороте). Процесс полностью контролируется по радиосвязи: тренеры по рации корректируют действия водителей. Кстати, тренеры на таких программах – действующие спортсмены-автогонщики, в арсенале которых не только передовые методики и технологии подготовки, но и огромный личный опыт.

Не менее важно понять технические возможности своего автомобиля. Причем желательно не только знать, как действуют те или иные системы, но и осознать, где эти возможности заканчиваются. Полезно избавиться от иллюзий, связанных со стабилизационными системами, которыми оснащены сегодня автомобили – они не являются панацеей! Многие думают, что суперсовременные и дорогие технологии гарантируют полную безопасность. Действительно, электронные системы направлены на помощь в критической ситуации и срабатывают, когда водитель совершил ошибку. Но любая система имеет предел возможностей, и нельзя безгранично на них полагаться. Тренинг на автодроме позволяет познакомиться с собственным автомобилем, испытать машину на ледовом покрытии.

Такая подготовка полезна не только начинающим, но и опытным водителям. Чем выше стаж, тем более самоуверенно чувствует себя человек за рулем. Между тем, к сожалению, с реальной критической ситуацией сумеет справиться далеко не каждый – даже зная в теории, как надо поступить, можно не суметь быстро и точно (в доли секунды) выполнить необходимые действия. Именно поэтому самые серьезные ДТП происходят у водителей с большим стажем. Любые навыки необходимо регулярно тренировать, и современный, даже весьма квалифицированный водитель обязан поддерживать уровень профессионализма. Лишь в этом случае он сможет управлять ситуацией на дороге, обеспечивая не только свою безопасность, но и безопасность пассажиров и пешеходов.

Статья Шекии Абдуллаевой, журнал «СОВЕРШЕНСТВО», февраль 2009 г.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...